"Ежегодно 14 октября - знаменательный праздник Покровы Пресвятой Богородицы.
С давних времен украинцы имели как верных друзей, так и великих, сильных врагов. При этих обстоятельствах народ искал себе
такой опеки, которую не преодолела бы никакая сила.
Уже в 1037 году, после победы над печенегами, в церкви Благовещения
на "Золотых Воротах" князь Ярослав Мудрый молил Божью Мать взять под
опеку весь его люд. С тех времен Пресвятая Богородица стала заступницей и
покровительницей нашего народа. Князь Владимир Мономах в своем
"Поучении детям" благодарил Пречистую Деву Марию за свою победу над печенегами.
Игорь Святославович, герой "Слова о полке Игоревым", после побега из неволи идет
с поклоном и благодарностью к чудотворной иконе Божьей Матери Пирогощи.
В Украине больше всего церквей, посвященных Покрове, начали появляться в ХV столетии,
что связано с борьбой за независимость. Наши знаменитые казаки-запорожцы тоже имели на
сече церковь в честь Покровы Пресвятой Богородицы. С этой святыней связано много их побед,
а потому праздник ПОКРОВЫ стал также символом казацкой славы.
История праздника такова:
Основным мотивом, послужившим установлению этого праздника, было видени
св. Андрея Юродивого. Цареград, столицу Византии, обложили арабы.
Весь город и народ , были в большой тревоге. В храме Пресв. Богородицы на Влахернах,
где хранилась Ее риза, правилась всенощная. Молящийся народ наполнил всю церковь.
Среди народа ревностно молится об охране города св. Андрей Юродивый со своим учеником
Епифаном. Служба оканчивается. И тут св. Андрей видит, как от царских врат - так звались
у греков главные входные двери церкви - идет светом осеняемая Пресв. Богородица в
сопровождении Св. Иоанна Крестителя и св. Иоанна Богослова в сопровождении пения хора
Святых. Божья Мать подходит к престолу, преклоняет колени, долго молится и заливается
слезами. Потом поднимается, снимает со своей головы ясный плат-покров-омофор,
по-гречески мафорион, и широко простирает ее над народом в церкви. Видение исчезает.
Св. Андрей и Епифан, видевшие это видение, поняли, что Пресв. Богоматерь пришла, чтобы
спасать город. Новость о чуде молнией разнеслась по всему городу. Враги отступили. Город был спасен.
От этого плата-покрова праздник и получил свое название.
Покров-омофор стал символом опеки и ходатайства Пречистой Девы Марии.
В славянских Церквях праздник в честь этого чуда называется Покров и празднуется в октябре.
Начиная с XV века у него есть постоянное иконографическое выражение:
протянутый над христианским народом покров, который держит сама Богородица
либо ангелы. На Западе вариант этой иконографии известен как „Мадонна с покрывалом”, в
сени которого находят приют верные. Омофор, „Святой Покров” Матери Божьей,
реликвия, считавшаяся аутентической, был привезен в Константинополя из
Иерусалима во времена Льва І (457-474). Покрытие головы является символом защиты.
К Покрове заканчивались все сельскохозяйственные работы и девушки готовились к
свадьбам. В Карпатах именно тогда возвращаются домой с пастбищ овечьи стада.
Покровским вечером девушка перед образами читала
старинную молитву, прося Богородицу этой же осенью накрыть ей голову «хустиною»,
то есть сделать женой «з гарною дитиною», и чтобы свекор и свекровь приняли ее как родную:
«Святая Покрівонько, покрий мені голівоньку. Не стежкою, не квіткою, а чесною наміткою».
Ведь она, выйдя замуж, никогда уже не покажется на людях с непокрытой головой…
По народным представлениям, земля-мать тоже просит Покрову накрыть ее «білою наміткою».
Если в середине октября выпадет снег, это — на счастье молодоженам.
Козаки же в эти дни выбирали нового Атамана.